Дети школьного возраста, у которых есть проблемы с обучением, также могут испытывать трудности с тем, чтобы заводить новых друзей. Это может происходить из-за того, что:
- У них заниженная самооценка;
- Они излишне обеспокоены тем, что о них думают другие;
- Они не умеют интерпретировать элементарный язык жестов или тонкие намеки в повседневном общении;
- Они не пересекаются с успевающими одноклассниками и не имеют достаточно возможностей для общения;
- Они не учувствуют в дополнительных программах обучения и не имеют собственных интересов вне школьного времени;
Такие дети могут испытывать страх перед другими сверстниками и из-за этого даже не пытаются познакомиться. Вы можете помочь вашему ребенку преодолеть эти страхи и помочь ребенку завести друзей, следуя следующим простым шагам.
Начните с составления стратегии, которой будете следовать. Обговорите с ребенком стратегию поведения, так чтобы он комфортно ее воспринимал. Отрепетируйте поочередно все роли. Если это возможно, то будьте неподалеку от ребенка в таких ситуациях. Поговорите с ним о том, как все прошло. Главное оставайтесь позитивной и дайте понять ребенку, что поиск друзей это навык, который люди приобретают с опытом и другими путями к этому никто не приходит. Вот несколько шагов, которые нужно пройти, чтобы помочь ребенку найти друзей:
- Пусть ваш ребенок каждый день дружелюбно улыбнется одному не знакомому сверстнику в школе. При этом совершенно не обязательно говорить что-либо или делать. Если в ответ ему не улыбнутся, пусть он просто продолжает свой путь или переведет взгляд на что-нибудь другое. Спросите у него в конце дня, знает ли он имя своего сверстника, в чем он был одет. Смысл этих вопросов заключается в том, чтобы приучить ребенка замечать других людей, улыбаться им, обращать внимание на характеристики человека. Когда с этим будет все в порядке, то можно переходить к следующему шагу.
- Научите ребенка улыбаться и приветствовать человека. Не стоит обязательно говорить привет, если ребенок еще не уверен в этом. Если ему не ответили на приветствие, не стоит ничего предпринимать, просто пусть продолжает заниматься своим делом. В конце дня спросите, кто ответил на его приветствие.
- Следующий шаг – это научить ребенка улыбаться, приветствовать и сказать пару слов. Потренируйтесь делать комментарии заранее, чтобы это выглядело естественно. Он может спросить у сверстника: «Как дела?», «Обожаю это пирожное», «Классный фильм», «Вот это жара на улице». Можно прокомментировать урок (контрольную) и т.д.
- Обучите ребенка задавать вопросы вежливо. Задавая вежливые вопросы другим ребятам о них самих – это отличный способ узнать людей, проявить общий интерес друг к другу для будущей дружбы. Объясните, что когда человек рассказывает о самом себе, он чувствует себя ценным и важным человеком. Задавая вопросы подобным образом, можно снять напряжение, потому что нет необходимости самому, что-то говорить и пытаться поддерживать разговор. На этом шаге ребенок начинает чувствовать себя более комфортно в окружении сверстников и взаимодействовать с ними. Продолжайте спрашивать о том, как у него прошел день о том с кем он подружился и что он узнал об этих людях.
- К этому времени общение ребенка со сверстниками будет увеличиваться само по себе. Предложите привести его новых друзей к себе домой. Предложите ему другие способы для развития дружеских отношений (совместное посещение дополнительных занятий, спорт, игры)
Примените данную стратегию для застенчивых детей, а также для детей склонных сопротивляться всему новому. Очень важно научить ребенка этому социальному навыку как можно раньше ведь в подрастковом возрасте родители уже не смогут выбирать детей детям.
Это очень серьезная тема. Я смотрю вы ее досконально разбираете. Мой малыш дома ведет себя очень свободно и я была очень удивлена увидев в детском саду неуверенность в его глазах. Он как будто чего-то опасался. Тоже пытаюсь разобраться в этой теме и помочь ему.
Проблема действительно серьезная и не такая уж и редкая. Многие родители могут просто не замечать ее и пускать на самотек. Но данная статья относится к школьному возрасту детей. В дошкольном возрасте единственное, что сходу приходит на ум это — побольше совместных игр (времяпровождения) с новыми (для ребенка) людьми. Но не стоит бить тревогу раньше времени, дети как и взрослые, тоже могут быть в чем-то не уверенными, могут переживать и не всегда у всех должно получаться все с первого раза, в том числе и в отношениях со сверстниками.