Каждый ребенок индивидуален, он развивается со своей скоростью. На пути своего развития некоторые малыши сталкиваются с речевыми проблемами. Речь является высшей функцией, которая необходима для взаимодействия с другими людьми. Ее отсутствие или нарушения в речи могут привести к проблемам в интеллектуальном, эмоциональном и психическом плане.
Этапы развития речи ребенка делятся на две группы: доречевой и речевой. Первый включает в себя крики, агуканье, гуление, лепет. Родители нередко пренебрегают доречевым этапом, а зря – в нем также могут быть нарушения, которые приведут к сложностям в развитии речи.
Существуют определенные нормы развития речи ребенка, которые важно знать. Родители должны следить, чтобы малыш развивался правильно, в случае выявления нарушений даже в самом раннем возрасте, следует сразу обратиться к логопеду.
Обычно речевые проблемы становятся заметны в возрасте от 4 лет и старше. Не стоит ждать до 6 – 7 лет, надеясь, что все само образуется, нужно принимать меры.
Логопедические проблемы бывают разные: дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, алалия, афазия и т.д.
Дислалия характеризуется ошибочным произношением звуков, обычно она появляется с 4 лет и старше. При этом у ребенка активный и словарный запас соответствуют возрасту, он умеет строить предложения с учетом рода, числа и падежа.
Задержка речевого развития – это отставание развития речи от нормы с рождения малыша до 4 лет. При данном заболевании ребенок говорит тихо, мало, короткими предложениями, имеет небольшой словарный запас.
Общее недоразвитие речи выделяется такими чертами, как: словарный запас ниже возрастной нормы, в произношении слов возникают ошибки, путаница в составлении предложений.
Алалия – это частичное или полное отсутствие речи. Причиной появления данного заболевания служит недоразвитость речевой зоны коры головного мозга. Данное заболевание проявляется в двух формах: ребенок не может понять чужую речь (сенсорная алалия), ребенок не может воспроизводить речь (моторная алалия).
Афазия – это расстройство уже сформированной речи, при нем ребенок частично или полностью утрачивает способность пользоваться собственной речью. Данное заболевание появляется у детей старше 3 лет, а также у взрослых. При афазии происходит системное нарушение речи.
При появлении проблем с речью ребенку понадобятся консультации логопеда, невропатолога, дефектолога и психолога. В выявлении проблем с речью у ребенка может помочь детский центр раннего развития, специалисты которого смогут вовремя обнаружить отклонения от нормы.