Самостоятельность – одна из важнейших черт у любого человека, тем более, в юном возрасте. Она определяет его положение в мире, его отношение к миру и к самому себе. Разумеется, не стоит отдавать свое дитя на самостоятельное обеспечение с малых лет – хороший детский психолог в Новосибирске обязательно напомнит, что у всего есть границы. Но создать определенные условия для развития такого важного качества все же стоит. И помогут в этом следующие несложные правила:
* дайте возможность делать выбор (даже если неправильный), самому принимать решения и выполнять некоторые обязанности, например, домашние;
* хвалите за инициативу и поощряйте самостоятельность;
* не препятствуйте новым увлечениям ребенка; * выстройте грамотную стратегию общения – для этого могут понадобиться консультации детского психолога ;
* воспринимайте ваше чадо всерьез и старайтесь не вмешиваться в его личные дела;
* не вмешивайтесь в личные дела ребенка.
* вдохновляйте ребенка пробовать новые вещи.
Есть упражнение, которое может выполнить мама или папа совместно с ребенком. Оно поможет ребенку определить его способности, таланты и возможности.
Сделайте три графы на страничке:
1. Что я плохо умею делать. Побуди ребенка самого подумать о том, что у него получается делать не очень хорошо: возможно, он неуклюж и ему тяжело даются физические упражнения, а возможно, у него совсем не получается аккуратно рисовать или писать буквы. Главное признаться в этом честно.
2. Что я делаю достаточно хорошо. Поверьте, абсолютно у всех детей найдется, что написать в эту графу, даже если это хулиган, на которого постоянно жалуются воспитатели или учителя, зато он умеет пожалеть младшего брата или незнакомого ребенка в песочнице, может быть ваш ребенок умеет ждать своей очереди или хорошо лепит из пластилина.
3. Что я делаю лучше всех. Сюда можно записать то, за что ребенка когда-то особо выделяли, хвалили, награждали или просто восхищались какой-то «пустяковой» способностью. Думаю, вам будет интересно узнать, что вспомнит сам ребенок, возможно это будет то, что вы бы сами не догадались написать, например, что он лучше всех играет в догоняшки, или быстрее всех забирается на горку, сюда также могут войти спортивные успехи или какой-то узкий аспект обучения в школе/детском саду («умею аккуратно писать», «умею отвечать у доски, не растерявшись, «лучше всех помогаю нянечке накрывать на стол» и т.д.).
Интересно делать это упражнение несколько раз в год, тогда можно обсуждать с ребенком, как дела из первой графы через какое-то время могут переходить во вторую или даже третью графу.
Можно добавить еще одну графу: что я умею делать уникально, что у меня получается делать так, как не делает никто другой. У каждого ребенка наверняка найдется, что написать в эту графу, скорее всего это будет 1-2 пункта, но это будут очень важные для ребенка ресурсы, которые помогут не сбиться со своего пути или даже понять свое предназначение и помочь в выборе профессии.
Это упражнение поможет ребенку воспринимать себя «объемно», видеть разные стороны своей личности, что помогает в трудные моменты опереться на себя, на свои сильные стороны и не расстраиваться слишком сильно, если что-то не получается делать достаточно хорошо.
Успехов!